Для людей, постоянно находящихся на Земле, сообщения о новых
достижениях в космонавтике нередко кажутся ничтожными по своей
значимости. Но если чуть-чуть вникнуть в специфику космоса, вроде бы
простые вещи начинают мгновенно обрастать множеством проблем и опасных
последствий. Вот, например, совсем недавно индийские ученые заметно
усовершенствовали существующий способ измерения уровня топлива
космических кораблей. Казалось бы - мелочь, но на самом деле отсутствие
подобных решений нередко оборачивалось большими проблемами.
Теперь более подробно о проблеме. Если спроецировать проблему на
спутники, то она заключается в том, что спутники необходимо
утилизировать на отдаленной орбите по окончании срока службы. В
противном случае, может произойти столкновение с другими спутниками, а
обломки от этого столкновения в последствии могут стать причиной еще
больших неприятностей. Заранее расставаться с дорогим спутником, по
понятным причинам, никто не хочет и потому очень важно максимально
точно контролировать уровень топлива.
Существует не один способ определить уровень топлива в космосе. От
самого простого подсчета времени работы ускорителей и вычисления
расхода за все время полета до современных методов, связанных с
определением давления газа внутри емкости с топливом. В итоге, все эти
методы дают погрешность вплоть до 10%, а это очень большая погрешность
для такой дорогостоящей техники.
Суть изобретения ученых из Индийского научного института в Бангалоре
заключается в размещении внутри топливной емкости титанового конуса.
Капельки топлива, соприкасаясь с титаном образуют скопления. Скопления
же, за счет внутренних сил стремятся к узкому концу конуса как к месту
с наименьшей площадью поверхности титана. Таким образом, достигается
скопление относительно большого и единого объема топлива внутри конуса.
В таком состоянии его можно без особых проблем измерить, например,
ультразвуком. В итоге, используя новый и уже существующие методы можно
заметно снизить погрешность вычисления.
|