Топливные элементы сегодня рассматриваются ведущими производителями
электронных устройств в качестве альтернативы современным
аккумуляторным батареям, ведь они позволяют не только в разы увеличить
время автономной работы портативных аппаратов, но и позволяют
отказаться от такой процедуры, как подзарядка батареи. Для начала стоит
уделить внимание типовой конструкции топливных элементов,
предусматривающая наличие двух электродов – на один (анод) подается
само топливо, а на второй (катод) – окислитель, между которыми
находится электролит. Схема работы устройства следующая: на аноде
осуществляется разложение молекулы водорода на два положительно
заряженных иона, при этом образуются два свободных электрона.
Образовавшиеся ионы диффундируют через электролит к катоду, где
осуществляется реакция окисления с образованием воды, при этом
происходит «поглощение» двух электронов, полученных из внешней цепи.
Конструкция топливных элементов предусматривает также наличие мембраны,
разделяющей положительные ионы и электроны, причем последние отводятся
во внешнюю цепь. Для ускорения химических реакций на катодах
используются различные катализаторы.
Такая схема, с одной стороны, довольно проста, и в то же время
позволяет конструировать целый спектр устройств, существенно
различающихся друг от друга как по типу используемых материалов, так и
характеристикам. Нас же интересуют топливные элементы для портативной
электроники, на которые накладывается целый ряд ограничений, наиболее
важным из которых с потребительской точки зрения является габаритные
размеры. Именно поэтому основные усилия сотрудников ведущих
исследовательских лабораторий направлены на разработку миниатюрных
источников питания, и в этой области уже есть определенные достижения.
Так, мы уже рассказывали об компактных гибридных источниках питания компании Sony, на этот раз поговорим об успехах MTI MicroFuel Cells и Motorola.
Первая представила общественности прототип GPS-навигатора, питание
которого осуществляется посредством топливного элемента, работающего на
метаноле, более того, источник питания в этом случае гибридный, то есть
имеет еще и встроенную литий-ионную аккумуляторную батарею. При этом
размеры топливного элемента не превышают размеры обычных аккумуляторов.
Это позволило увеличить время автономной работы до 60 часов, но самое
интересное, что разработчики оснастили навигатор USB-портом, для…
подзарядки других мобильных устройств – мобильного телефона, цифровой
камеры и пр. Но только лишь представлением «топливного» навигатора MTI
MicroFuel Cells не ограничилась – в разработке находятся топливные
элементы для зеркальных камер, мобильных телефонов (компания заключила
эксклюзивный контракт Samsung Electronics для разработки ТЭ для
телефонов южнокорейского производителя) и даже подзарядка на их основе.
Теперь стоит сказать о разработке сотрудников компании Motorola,
которые сообщили об уникальном решении – ультракомпактных топливных
элементах с трехмерной структурой. Основное нововведение заключается в
структуре электродов, которые представляют собой следующую конструкцию:
топливный электрод имеет форму цилиндра, и размещается внутри
кольцевого катода, между которыми размещена электролитическая мембрана.
Размеры такой структуры очень малы – высота электродов составляет 50 –
100 мкм, а диаметр катода – около 100 мкм, а это в свою очередь
позволяет разместить целый массив топливных ячеек на кремниевой
пластине. Необычна и схема подачи топлива – водород поступает к аноду
через миниатюрные отверстия в кремниевой подложке, окислитель же
подается в качестве газа через торцевую поверхность катода.
Разумеется, такая микроструктура топливных элементов требует
разработки особой технологии ее формирования на кремниевой пластине. И
такая технология уже разработана – на первом этапе формируется
проводящий слой на поверхности подложки, и уже затем сухим травлением
создаются микроотверстия для подачи топлива. Но основной этап –
формирование структуры электродов, которые изготавливаются с
применением коллоидного материала с микрочастицами полистирола, что
необходимо для создания пористых электродов для возможности диффузии
как водорода, так и окислителя. В последнюю очередь осуществляется
формирование электролитической мембраны из фторированного полимерного
материала производства компании DuPont.
К сожалению, пока компания Motorola не предоставляет информации
относительно характеристик элементов с трехмерной микроструктурой
топливной ячейки. Однако причина вполне уважительная – необходимо
провести оптимизацию технологии изготовления устройств, после чего все
интересующие общественность данные будут обнародованы.
|