Феномен
улучшения речи вследствие игры на музыкальных инструментах
исследователи объясняют тем, что в развитии и тех, и других навыков
задействованы одни и те же процессы в стволе головного мозга. Это может
помочь детям, отстающим в развитии.
По словам профессора
нейробиологии университета Норт-Вестерн (Иллинойс, США) Нины Краус,
умение играть на музыкальных инструментах требует от человека усвоения
информации из разных источников. Тут и чтение нотного текста, и
понимание движения губ других музыкантов, и прослушивание музыки, и
сама игра. Все это улучшает мультисенсорную обработку информации,
говорится в сообщении радиостанции Голос Америки.
Доктор Краус
говорит, что процесс обучения речи мало отличается от приобретения
музыкальных навыков: «Оба процесса комплексны по своей структуре, и оба
они сложны, поскольку центральная нервная система задействована в них
таким образом, что человеку приходится думать и о том, ЧТО он делает, и
о том, КАК он это делает».
И музыка, и речь фильтруются через
специальный отдел центральной нервной системы – ствол головного мозга,
в котором находится слуховой центр, необходимый для речи, указывает
Краус. До недавнего времени эксперты полагали, что на ствол мозга
воздействовать невозможно, что он не поддается изменениям. Однако
исследование доктора Краус и ее коллег доказало принципиальную
возможность улучшения стволовых функций у человека путем музыкального
обучения.
В ходе исследования у его участников с разной
степенью музыкальной подготовки с помощью прикрепленных к голове
электродов измеряли интенсивность мульти-сенсорных импульсов головного
мозга во время прослушивания и просмотра видеоклипов говорящего
человека и музыканта, играющего на виолончели.
«При игре на
виолончели мы слышим звуки такой же высоты, такой же частоты, что и при
речи. Поэтому мы сочли, что этот инструмент окажется полезным для нашей
работы», - говорит д-р Краус.
Ученые обнаружили, что чем выше у человека уровень музыкальной подготовки, тем лучше он улавливает высоту тона и ритм музыки.
«Оказалось,
что у людей, регулярно занимающихся музыкой, посещающих концерты,
улучшение сенсорных и мульти-сенсорных способностей выражено более
четко», - говорит она.
По словам д-ра Краус, детям с отставанием
в развитии улучшение восприятия речи путем музыкальных занятий
позволяет лучше понимать, что они слышат, и правильнее оценивать
выражение лица говорящего. Исследования в этой области могут улучшить
процесс усвоения информации с помощью музыкальной подготовки.
|