Тема топливных элементов для ноутбуков раскручивается уже несколько
лет. Готовые прототипы уже демонстрировались такими компаниями как
Toshiba, LG, Samsung. И все они в один голос обещали в скором времени
наладить их массовое производство. Конечно, понятие "скорое время"
каждый интерпретирует по-своему, но, мы полагаем, вполне можно было бы
чего-то уже и продавать. Судя по всему, именно это и должно случиться,
причем опять в "скором времени".
В прошлом декабре Samsung и Toshiba представили общественности свою
совместную разработку DMFC (Direct Methanol Fuel Cell) – топливные
элементы на основе метанола. На их основе ультра-портативный ноутбук
Samsung Q35 смог проработать целый месяц по 8 часов в сутки. Емкость
такого "аккумулятора" составила 1200 Вт*ч. Для сравнения: современные
среднестатистические литий-ионные аккумуляторы для ноутбуков
обеспечивают емкость не более 40-50 Вт*ч, а самые емкие – 80-100 Вт*ч.
DMFC версии 2006 года
Все бы хорошо, но размеры такого "топливного бака" были не меньше
самого ноутбука по ширине и в два раза толще его. Возникает
закономерный вопрос: зачем носить с собой ультра-портативный мобильный
ПК, а вместе с ним батарейку, занимающую в два раза больше места? Какой
смысл в такой "мобильности"? Первый ноутбук Apple работал от
аккумулятора 12 часов, только вот весил он под 10 кг и занимал целый
чемодан. Не сложно догадаться, что широкой популярности он не приобрел.
Тоже самое случится и с DMFC, если не модернизировать технологию.
DMFC версии 2007 года
Именно это и сделала Samsung. Новая версия DMFC стала тоньше на пару
дюймов, а также немного уже. Кроме того, заявляется, что проработать
такая система сможет все тот же месяц при аналогичной нагрузке. Что ж,
уже лучше. Но в любом случае пока еще есть куда расти. Да и о массовом
производстве мало что известно. Опять обещают начать поставки через 2-3
года. Но как бы не получилось как в прошлый раз.
Перевод мобильных процессоров на 45 нм нормы производства, замена
HDD на SSD (твердотельные диски), переход на DDR3 может открыть
очередное "второе" дыхание у традиционных аккумуляторов, увеличив
среднее время автономной работы до 4-6 часов (с теперешних 3-4). В
таком случае топливные элементы могут забыть еще на пару лет.
|