Заканчивается первая половина 2007 года, и сейчас с уверенностью
можно сказать, что наметившиеся за этот период тенденции на рынке
IT-технологий, безусловно, получат своё самое широкое развитие уже в
ближайшие шесть месяцев. А тенденции эти следующие:
- возрастающий интерес к портативным мультимедийным плеерам, поддерживающим беспроводную передачу данных по Wi-Fi; - продажа музыкальных композиций, не защищённых системой DRM; - интенсивное развитие Bluetooth-аудио; - постепенно растущая популярность так называемого lifecasting; - распространение мобильных социальных сетей; - повсеместное использование дисплеев с сенсорными экранами; - расцвет «симулятора реальности» Second Life; - «сближение» технологий Blu-Ray и HD DVD; - наступление «зеленой» электроники; - онлайн-телевидение.
А теперь рассмотрим каждый из вышеперечисленных пунктов более подробно.
Говоря о мультимедийных плеерах с поддержкой Wi-Fi, сразу
вспоминаются модели Archos 704, SanDisk Sansa Connect и Microsoft Zune.
При этом можно смело утверждать, что вскоре подобная функциональность
станет обязательной для всех портативных плееров – сначала «топовых»
моделей, а затем и более массовых новинок. Сегодня поддержка Wi-Fi
позволяет пользователям с лёгкостью обмениваться музыкой, работать с
потоковым аудио посредством широко распространённых хот-спотов. В
будущем вполне возможно появление целого спектра новых сервисов,
использующих указанные функциональные возможности устройств. Некоторые
наблюдатели предрекают и рождение беспроводных сетей, позволяющих
обмениваться музыкой огромному количеству пользователей.
Что касается продажи музыки, свободной от системы защиты авторских
прав (DRM), то именно в 2007 году компания Apple объявила о доступности
для приобретения «DRM-free» композиций, которые можно воспроизводить на
любом плеере. На данный момент «яблочники» смогли договориться лишь с
EMI – звукозаписывающей компанией, которой принадлежат «DRM-free»
композиции, продаваемые через сервис iTunes. Чуть позже о начале продаж
«свободной» музыки также заявил и крупнейший онлайн-магазин Amazon,
через который, опять-таки, продаются композиции, принадлежащие всё той
же EMI. Естественно, пока не приходится говорить о полном отказе от
DRM-защиты, однако первый шаг в этом направлении сделан, а вторая
половина 2007 года обещает развить этот успех.
Упомянув о распространении Bluetooth-аудио, мы имели в виду не
беспроводные гарнитуры, которые являются почти обязательным атрибутом
современных пользователей мобильной связи, а о более активном появлении
на рынке портативных устройств (плееров, мобильных телефонов и пр.),
поддерживающих профиль A2DP и помогающих аудиофилам избавиться от вечно
путающихся проводов. При этом технология A2DP (Advanced Audio
Distribution Profile) уже сегодня обеспечивает возможность использовать
Bluetooth-канал для беспроводной передачи аудио на музыкальные центры и
различные акустические системы. Похоже, что проводам объявлена
тотальная война!
Зато в лексикон любителей высоких технологий уверенно входит новый
термин «лайфкастинг», весьма созвучный с популярным ныне «подкастом».
Однако в отличие от последнего, лайфкастинг подразумевает
распространение видеоконтента и тем самым объединяет в себе сильные
стороны сети Интернет и телевидения. Выдвинем предположение, что
действительно популярным лайфкастинг станет лишь с повсеместным
внедрением широкополосного мобильного доступа в Сеть и повышением
качества «мобильных» видеокамер. Именно в этом случае можно будет
быстро снять интересный видеоролик и тут же выложить его на всеобщее
обозрение.
Высокая популярность мобильных социальных сетей среди владельцев
портативных и настольных персональных компьютеров сомнений не вызывает,
но теперь, похоже, пришло время объединить многочисленных пользователей
сотовых телефонов, смартфонов и коммуникаторов. Постепенно ведущие
онлайн-сервисы начинают осознавать весь потенциал «мобильных»
пользователей, главное преимущество которых – массовость, и потихоньку
реализовывают подобные проекты. Здесь в первую очередь стоит отметить
MySpace, однако появляются и отдельные «стартапы» в лице iPling,
FunkySexyCool, Cerkle и пр. Главное же преимущество мобильных
социальных сетей – это возможность постоянного общения вне зависимости
от наличия доступа в Сеть с ПК.
Сенсорные дисплеи. Тут сразу вспоминается уже ставший легендарным
Apple iPhone, но не стоит забывать и о LG Prada, HTC Touch и Sony
Ericsson W960 Walkman. В будущем количество аппаратов с
«чувствительными» экранами будет только возрастать, ибо прогнозы
аналитиков из Analyst iSupply гласят, что к 2012 году продажи подобных
устройств достигнут отметки в 21 млн. экземпляров. Очевидными козырями
гаджетов с сенсорными дисплеями являются возможность реализации более
прогрессивного интерфейса, отказ от «аппаратных» клавиш и новое слово в
дизайне портативной электроники.
Теперь о виртуальной реальности. Как раз на 2007 год пришёлся
расцвет «симулятора реальности» Second Life, который уже стал не просто
местом общения значительного количество «жителей», но ещё и превратился
в бизнес-площадку. В Second Life уже можно зарабатывать, и даже крупные
корпорации открывают во «Второй Жизни» свои представительства. Более
того, схожий проект готовит компания Sony, которая планирует собрать в
единый виртуальный мир многочисленные игровые консоли PlayStation 3.
Подобную же идею вынашивает и Electronic Arts, которая совместно с
TV-компанией Endemol ведёт разработку проекта Virtual Me. Похоже, что
всё только начинается.
Война стандартов Blu-Ray и HD DVD не утихает ни на минуту – с
различным успехом технологии представлены в Старом и Новом Свете, и
пользователи сегодня вынуждены выбирать между двумя конкурентами.
Однако Сеть полнится сообщениями о готовящемся выпуске «гибридных»
плееров, способных работать с носителями обоих передовых форматов.
Подобные устройства собираются представить ведущие производители
потребительской электроники, в том числе Samsung и LG, а появятся
новинки как раз до конца нынешнего года.
Ещё одно сформировавшееся направление, которое во второй половине
2007 года удостоится значительной порции внимания – это забота
производителей электронных устройств о сохранении окружающей среды. В
список «зелёных» компаний уже вошли такие заметные IT-игроки, как
Lenovo, Nokia, Sony Ericsson, Dell, Philips и Samsung. Естественно,
главным плюсом для производителей станет внимание к их продукции со
стороны потребителей, причём важным параметром в данном случае будет
потребляемая устройствами мощность, которая сделает конечные аппараты
более экономичными.
Последним в списке, но не последним по важности, значится
онлайн-телевидение. Пока подобные сервисы не могут похвастаться
огромной популярностью, однако уже в течение следующих шести месяцев
ситуация может координально измениться, ибо появляющиеся новички
впоследствии вполне смогут составить реальную конкуренцию обычному
телевидению. В этой связи на оптимистичный лад настраивает популярность
YouTube и громкая покупка этого сервиса компанией Google.
|