Наперекор эре наступающих
нанотехнологий изобретатели монструозных механизмов утверждают: – «Чем
больше, тем лучше»! И с ним трудно поспорить, глядя на громадные
машины, созданные для процветания и комфорта человека. Тут уж не до
теории Фрейда. Да и страсть к гигантомании здесь ни при чем. Чтобы
понять природу этих махин, к ним нужно присмотреться поближе: самый
большой в мире автомобиль (карьерный самосвал), величина колес которого
в два человеческих роста, гигантский бинокулярный телескоп, с
объективами, площадью 10.4 метра, огромный 3D симулятор движения,
созданный специально для NASA и многие другие. Они такие большие
потому, что этого требуют соображения эффективности. Размеры их
механизмов - воплощение прагматики и рациональности. Без них – никуда!
Согласитесь, такие произведения техники заслуживают внимание как ничто
другое. Недаром легендарный Discovery Channel посвятил им
передачу «Действительно большие вещи», которая будет идти в июне по
вторникам в 23:00 и повторы эпизодов по субботам в 08:55 и в 15:45. Впрочем, чтобы познакомиться с ними, не обязательно дожидаться эфира.
Самый большой в мире автомобиль (карьерный самосвал) - Liebherr T282B
Изобретен
в Германии компанией Liebherr в 2004 году. Предназначен для работы в
карьерах и перевозки ископаемых, строительных материалов, а также иных
грузов. Параметры его размеров поражают своими масштабами:
Высота -7.4 метра
Ширина – 9 метров
Длинна – 14.5 метров
Вес – 592 тонны
Абсолютный
рекордсмен не только по величине, но и по грузоподъемности впервые был
представлен на Мюнхенской строительной выставке, куда его доставили в
разобранном состоянии на 5-ти огромных грузовиках. Как только самосвал
представили публике, пресса сразу провозгласила его «восьмым чудом
света». И это не удивительно. В своем кузове площадью около 126
квадратных метров этот гигант может увезти до 360 тонн веса (это можно
сравнить с загородным домом и даже больше). Такими возможностями ранее
не обладал ни один грузоподъемный транспорт. Для сравнения, полезная
нагрузка одного из крупнейших карьерных самосвалов - белорусского
"БелАЗа-7517" равна 220 тонн. Те же самые белорусы производят серийные
самосвалы, которые перевозят от 40 до 200 тонн веса.
Свои
уникальные способности немецкий богатырь приобрел благодаря новому
конструкторскому решению: на каждой оси у автомобиля производители
поместили по три гигантских колеса высотой в 3,5 метра (это два
человеческих роста!). А в каждом из колес установили еще и
электромотор, который питается от мощнейшего 20-ти цилиндрового
дизельного двигателя. Кстати, новый двигатель DDC/MTU (Detroit Diesel),
мощностью 3650 лошадиных сил (2725 к.в), тоже оказался самым мощным в
мировой автопромышленности. Сегодня такое чудо техники стоит 2.5
миллиона евро. Единственное, что впечатляет меньше всего, так это
скорость T282B. При всех своих достоинствах, громадина передвигается
неспешно и размеренно – 64 км/ч, именно так, как и подобает победителю.
Самый крупный 3D-симулятор движения - VMS (Vertical Motion Simulator)
Применяется
для моделирования полетов в различных летательных аппаратах с
вертикальным взлетом. Создан на просторах Силиконовой Долины в
специальной виртуальной лаборатории NASA.
Вес кабины – 70 тонн
Площадь движения более 200 квадратных метров
Самый
большой симулятор движения VMS представляет из себя тренажер для
моделирования полетов на вертолете, реактивном самолете с вертикальным
вектором тяги, также отработки посадки на Space Shuttle. VMS, как и
другие авиасимуляторы, представляет из себя конструкцию, где силовая
платформа приводит в движение кабину пилота таким образом, что человек,
сидящий в ней, ощущает все признаки полета в авиатранспорте. Главное
отличие VMS состоит в уникальных технологиях, которые позволили
симулятору моделировать ощущения у тренирующихся пилотов, максимально
близкие к реальным.
Симулятор VMS расположен в десятиэтажном
здании, где крепится к огромной 21-метровой вертикальной силовой
платформе, которая с легкостью перемещает 70-ти тонную кабину пилота на
18 метров по вертикали, 12 метров по горизонтали и на 2,5 метра
поперек. Такие возможности тренажер VMS получил благодаря своим восьми
двигателям, мощностью в 150 лошадиных сил. Их сила способна разогнать
кабину до 6.5 метров в секунду. При этом платформа может работать в
таком режиме в течение долгого времени, что позволяет пилотам NASA
отрепетировать такие трудные фазы полета, как старт и посадка.
Помимо
этого, симулятор VMS – единственный в мире аппарат, который полностью
воплощает систему движения самолета в пространстве. Платформа
перемещает кабину пилота по шести основным направлениям (осям):
вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад, а также три вращательных оси:
рулон, отклонение от ракурса и подача. Максимальная реалистичность
«полета» создается также при помощи 3D мультимедийной системе,
вмонтированной в кабину. Ее возможности позволяют в реальном времени
создавать различные картинки за бортом, а также воспроизводить звуки
ветра, двигателя, мотора и других механизмов летательного аппарата, в
котором якобы находится пилот. Что касается самой кабины, то ее
внутренности сменные и полностью повторяют тот кокпит, в котором
происходит тренировка на данный момент.
Самая большая в мире ветряная турбина Дженерал Электрик
Создана в Германии, компанией Дженерал Электрик для преобразования энергии воздуха и ветра в электричество.
Общий вес турбины – 250 тонн
Мощность – 1.5 мегаватта
Ветряная
турбина Дженерал Электрик расположилась неподалеку от района
Салзберген, Германия. Создавая сооружение громадных масштабов,
разработчики смогли воплотить самую заветную мечту всех бизнесменов –
делать деньги прямо из воздуха.
Диаметр ротора Дженерал
Электрик равен 75-80 квадратных метров. Вес одного лезвия турбины
составляет 6 тонн. Если умножить этот показатель на три (количество
лезвий), то получится, что в общей сумме мы имеем 18 тонн железа,
которое вращается воздушными потоками. Именно это позволило турбине
производить до 1.5 МВ энергии. Проше говоря, такого количества
электричества с лихвой хватило целому поселению в 400-500 домов. Помимо
этого, разработчики оборудовали турбину специальной электронной
установкой, которая способна регулировать напряжение электричества в
размере 60 гц и поддерживать его на постоянном уровне, даже когда ветер
не дует вовсе.
Наравне с гигантской Дженерал Электрик в скором
будущем начнут свою работу две новые турбины от компании Vestas,
которые начали строиться еще в 2003 году на ветряной станции компании
TOTAL. Расположившись в районе Мердика (Mardyck), что находится в
северной равнинной части Франции, младшие сестры Дженерал Электрик
обещают производить до 2 МВ электроэнергии каждая. На этой же станции
почти завершено строительство турбин от компании Nordex, каждая из
которых обещает производить рекордное количество электроэнергии – 2.5
МВ.
Самый большой в мире бинокулярный телескоп LBT (Large Binocular Telescope)
Аппарат
создан для наблюдения за астрономическими объектами. Находится на
вершине горы Грехем, штат Аризона, на высоте около 3200 метров над
уровнем моря. Строительство его началось более 20-ти лет назад и только
недавно были получены первые снимки.
Вес – 580 тонн
Площадь одного объектива – 10.4 квадратных метра
Высота более 45 метров
«Острова
неба» - именно так называют возвышения горы Грехем, на которых
расположился самый крупный в мире бинокулярный телескоп LTB. Его
отдельные компоненты были созданы в различных странах: США, Италия,
Германия, но собрали их воедино здесь, в обсерватории университета
штата Аризоны. Сегодня эта конструкция представляет собой пару
оптических сопряженных телескопов с самыми огромными зеркалами, которые
когда-либо изготавливались из цельного куска стекла. Для ее отливки,
чашу с бросиликатным расплавом медленно вращали вокруг своей оси. В
результате, благодаря центробежной силе жидкого стекла, поверхность
приобрела параболическую форму. Диаметр каждого зеркала составляет 8.4
метра, а вес достигает 18 тонн. Поддерживают зеркало в правильном
направлении 160 акатутов (управляемых опор), которые принимают на себя
его вес. Расположены центры зеркал на расстоянии 14.4 метров друг от
друга, а дальние их края разнесены на 22.8 метров. А по способности
собирать свет каждое из зеркал LTB эквивалентно одному телескопу! Такие
свойства позволяют подробно рассмотреть звезды даже на расстоянии 20 -
30 световых лет от Земли.
Вообще, благодаря своей конструкции
LTB намного превзошел возможности своего собрата - известного телескопа
Хаббл. Стоит только вообразить, что светосила нового аппарата в 25 раз
больше, а разрешение в 10 раз выше, чтобы понять всю мощь этого
агрегата. LTB легко идентифицирует еще совсем молодые галактики,
определяет их состав и отслеживает радиальные перемещения. Помимо
этого, высокое разрешение телескопа позволяет определять планеты,
которые находятся еще в зародышевом состоянии, когда они являются
дисковыми облаками газа и пыли.
Впервые в истории с помощью
LTB стало возможным наблюдать за планетами, которые находится
непосредственно вблизи звезд. Такое свойство аппарат получил благодаря
технике «нуллинга»: световая волна одного зеркала накладывается на
световую волну другого, сдвигая их по фазе и накладывая в противофазе.
Проще говоря, один луч света гасится другим. Это дает возможность
рассматривать объекты, находящиеся даже вблизи ярких звезд.
Вокруг
LTB воздвигли купол огромный высотой в 50 метров, где установили
раздвижные зеркала, пропускающие на свет два объектива (два «небесных
глаза»), площадью 10.4 метров.
Эпизод 1 будет показан в субботу 9 июня в 08:55 и в 15:45