Здравствуйте, уважаемые читатели. Мы рады представить вам дебютный
выпуск Software Digest. Надеемся, что еженедельный выход софтверной
аналитики станет традицией наряду с "коллегами" Hardware Digest и Game
Digest. Во вступлении хотелось бы немного очертить сферу интересов
этого издания.
Безусловно, главной его темой станут новинки программного
обеспечения, апдейты, громкие дела об обнаружении вирусов и тому
подобное. Однако, к уже сложившемуся в понимании любого пользователя
термину "софт", мы решили добавить новости о судебных разбирательствах
разработчиков программного обеспечения и новости Интернет-пространства.
Иными словами, вы уже имеете представление о новостной ленте Software
на нашем портале. Дайджест будет представлять собой аналитическое
издание, в котором будут затрагиваться основные громкие события ушедшей
рабочей недели, а также курьезные новости, не попавшие в ленту.
На этой неделе IT-общественность следила за двумя самыми яркими
событиями недели: попыткой Microsoft залатать курсорную проблему на
скорую руку и "нам не нужен DRM"-соглашение между Apple и крупным
британским звукозаписывающим концерном EMI.
В последнее время Microsoft совсем обленился: мартовский "Вторник
патчей" был перенесен, хотя о пяти серьезных уязвимостях операционной
системы Windows трубили уже давно. "Microsoft продолжает исследовать
потенциальные и раскрытые уязвимости в стремлении защитить наших
клиентов. Создание обновлений безопасности, которые эффективно и
исчерпывающе устраняют ошибки, является долгим процессом, требующим
последовательных шагов", - сообщает софтверный гигант. Такое
заявление было сделано Microsoft за день до "Вторника патчей". Когда
специалисты McAfee, занимающиеся компьютерной безопасностью, обнаружили
серьезную проблему с анимированными курсорами (29 марта 2007 года),
оставляющую многие билды Windows просто беззащитными, софтверный гигант
немого активизировался. Дело в том, что в Vista используется новая
политика при обнаружении неполадок системы. Когда приходит в действие
программа, отвечающая за анимацию произвольного курсора, происходит
переполнение буфера и операционная система пытается сохранить жизненно
важные данные перед началом перезагрузки приложения.
Когда фиксируется крэш Windows Explorer операционная система
перезапускает программу и фиксирует крэш "рестартера". Процесс
превращается в спираль: "крэш - перезапуск". Единственный выход из
ситуации – кнопка выключения комрьютера. Под угрозу попали
пользователи следующих билдов Windows: Microsoft Windows 2000 Service
Pack 4, Microsoft Windows XP Service Pack 2, Microsoft Windows XP
64-Bit Edition Version 2003 (Itanium), Microsoft Windows XP
Professional x64 Edition, Microsoft Windows Server 2003, Microsoft
Windows Server 2003 for Itanium-based Systems, Microsoft Windows Server
2003 Service Pack 1, Microsoft Windows Server 2003 with SP1 for
Itanium-based Systems, Microsoft Windows Server 2003 x64 Edition,
Microsoft Windows Vista, которые могли зайти на любой сайт,
распространяющий эксплоит. Патч вышел 4 апреля на неделю раньше
апрельского "Вторника патчей". По некоторым данным уязвимость была
локализована еще в декабре 2006 года и представители Microsoft были
уведомлены о ней, однако не предпринимали ничего до того момента, пока
McAfee не затрубила тревогу, приложив в качестве доказательства
видеоролик. Не стоит забывать, что хоть Micorosoft и выпустила свое
обновление "оперативно", компания eEye сделала временную
работоспособную заплатку намного раньше официального разработчика
Vista. Видимо Microsoft делали патч впопыхах, потому что жалобы о
"сырости" заплатки не заставили долго ждать. Пользователи, установившие
защиту от курсорной уязвимости обнаружили проблемы с панелью управления
аудиоустройством, использующим кодеки HD Audio компании Realtek. Под
удар попали и некоторые антивирусные пакеты, среди них AVG и F-Secure.
Решение проблемы с оперативной системой и вылезшие баги при работе
антивирусных программ вынуждают разработчиков этих самых программ
выпускать специальные апдейты. Так что Microsoft не стоит подчеркивать
свою оперативность в разработке патчей, если он не тестируется, как
следует.
Еще одной из актуальных тем этой недели, как и конца следующей,
стала проблема "падения" популярной службы обмена сообщениями ICQ. 30
марта был зафиксирован глобальный отказ сервиса, который продолжался
около двух часов. Примечательно, что пользователи, которые не отключали
сервис в течение с 29 по 30 марта были онлайн, но таких насчитывались
единицы. Некоторым удавалось подключиться, используя альтернативные
клиенты, вроде Miranda IM, в то время как сверхрпопулярный QIP
объявлял, что сервис временно недоступен.
В сети появилось множество гипотез нестабильной работы программы,
которая для кого-то является не только способом поболтать, но и рабочим
инструментом. Среди возможных перебоев называли изменения в протоколе
ICQ, который вызывает отказ существующих клиентов, технические
неполадки в работе серверов компании AOL, предоставляющей сервис ICQ, а
также неполадки из-за внедрения системы контекстной рекламы. В адрес
разработчиков ICQ (Mirabilis и AOL) были направлены письма с запросами
от компании, предоставляющей сервис ICQ в России. Однако подтвержденных
причин неполадок в работе мессенджера так и не было объявлено. Точно
известно лишь, что сбои вызваны не введением сервиса контекстной
рекламы B2U: "Наши технические специалисты не связывают между собой эти два события".
Спустя некоторое время появилась информация о том, что сбои в работе
вызваны изменениями в системе авторизации. Сроки окончательного
устранения неполадки пока необъявлены. "Мы работаем 24 часа в сутки, чтобы устранить неполадки. Работа ICQ будет восстановлена в полном объеме в ближайшем будущем",
- сообщается на сайте ICQ. На сегодняшний день существует большое
количество альтернативных мессенджеров, начиная от коммуникаторов
"IT-монстров" Google и Yahoo!, заканчивая не менее популярным Skype,
Jabber или даже IRC каналом. Поэтому ICQ грозит потерять часть своей
аудитории, если нормальная работа сервиса не возобновится в ближайшее
время.
Кто бы мог подумать, что соглашение между Apple и EMI наделает
столько шума. Конечно, можно вспомнить письмо Стива Джобса (Steve
Jobs), написанное в адрес крупных звукозаписывающих компаний. В этом
письме Джобс пытался доказать, что Sony BMG, Warner и другие теряют
капиталы только потому, что следуют старой политике DRM-защиты.
Многократно было доказано, что использование DRM вызывает серьезные
неудобства. Файлы могут не воспроизводиться на плеерах, не
переписываться и так далее. Понятно, что пользователь, который заплатил
деньги за скачивание музыки с DRM-защитой, хочет получить
"работоспособные" файлы, а в итоге сталкивается с проблемой.
Поначалу крупные лейблы отказались от "безумной" идеи Джобса, но
британский лейбл EMI подписал соглашение с Apple на распространение
части своего каталога без DRM, что сразу навлекло на это соглашение
внимание со стороны общественности. Во-первых, оказалось, что музыка
без DRM будет стоить дороже на 30 центов. Выходит, что за
гарантированно качественный материал придется доплатить. С другой
стороны теперь iTunes не только Интернет-магазин для владельцев iPod,
так как "беззащитную" музыку можно воспроизвести не только на плеере
Apple. Кстати, все музыкальные треки с DRM теперь можно проапгрейдить
до "без DRM", естественно за отдельную плату.
Во-вторых, через день после подписания соглашения Еврокомиссия
проявила живейший интерес к ценовой политике iTunes в Европе.
Оказывается, жителям Германии удается купить музыку со скидкой, если
сравнить их с гражданами Великобритании. Евросоюз запрещает
ограничительные торговые практики, которые, в данном случае,
тарифицируют стоимость музыкального альбома в зависимости от места
проживания покупателя. В Apple было направлено заявление, что можно
считать первым шагом к началу судебного процесса. Еврокомиссия дала
компании два месяца на письменный ответ иначе Apple придется защищать
свои интересы на слушании. На сегодняшний день пользователи iTunes
скачивают музыку с региональных сайтов. Поскольку цены на альбомы в
разных странах разные, что, скорее всего, обусловлено стабильностью
национальной валюты и уровнем жизни граждан, Еврокомиссия не может не
оставить систему "двойных" стандартов без внимания. У Apple была
задумка по созданию общеевропейского сайта iTunes, но реализована она
не была, так как партнеры-лейблы предупредили, что политика по
распространению их музыки имеет региональные ограничения. В итоге Apple
оказалась между молотом и наковальней.
Еще можно отметить очередной скандал, который учинила американская
ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA). Следует начать с того,
что месяц назад в Интернете открылся сайт p2plawsuits.com, который в
буквальном смысле обещал всем "менялам" контента, защищенного авторским
правом, индульгенцию за $1000 в случае предварительного "добровольного
покаяния". Если у любителя скачивать музыку и фильмы, используя сеть
peer-to-peer, появлялось желание завязать с этим, то он мог официально
заявить о прекращении скачивания и выплатить компенсацию
правообладателям материалов. Дальше – больше. RIAA пыталась привлечь в
суд девочку, чья мама, по словам представителей RIAA, нелегально
скачивала авторский контент. На этой неделе ассоциация снова дала о
себе знать, выслав угрозы фанатам коллектива Nine Inch Nails, которые
заполучил синглы с нового альбома группы. Автором поднятия ажиотажа
вокруг нового диска стал лидер группы Трент Резнор. Как оказалось,
USB-накопители, были умышленно разбросаны менеджерами группы в залах,
где проходили концерты группы. Поклонники нашли "флешки" и выложили
аудиотреки в открытый доступ. RIAA выслала письма ключевым "пиратам" с
жесткими требованиями удалить музыкальные файлы и угрозами начать
судебное разбирательство. Инициатива музыкантов оказалась наказуема,
только ущерб был причинен поклонникам.
На этом первый выпуск софтверного дайджеста можно считать
завершенный. Не забывайте только, что эта неделя была ознаменована днем
(4 апреля) святого покровителя Интернета, Исидором Севильским, который
стал покровителем Интернета по указу Папы Иоанна Павла второго еще в
1998 году. В подтверждение серьезности взаимосвязи религии и высоких
технологий можно привести GodTube, который стал ответом на "клубничные"
аналоги YouTube.
Еще одна интересная социальная реклама, посвященная блоггерам, станет окончательным "назиданием" в сегодняшнем дайджесте.