В прошлом уроке я не рассказал решение последней задачи - какие
гистограммы соответствуют фотографиям номер четыре и пять. Ответ такой
- фотографии номер четыре соответствует гистограмма номер три,
фотографии номер пять соответствует гистограмма номер пять. Почему?
Попробуйте разобраться сами, изучите гистограммы, выдвигайте гипотезы,
проверяйте. Поймите, пока вы сами руками не попробуете и не
прочувствуете, что это такое - гистограмма, вы не сможете уверенно
работать со многими другими инструментами Adobe Photoshop. Кстати, к
изучению одного из них мы сегодня и приступим. А именно - мы будем
изучать работу инструмента Levels (по-русски - Уровни).
Как вы уже поняли из прошлых рассылок, гистограмма, которая отражает
распределение тонов изображения, является важным инструментом
визуальной диагностики качества снимка. Изучив гистограмму, мы можем
даже на отвратительно работающем мониторе, у которого уже давно подсела
электронно-лучевая трубка, а регуляторы яркости и контрастности
выведены в максимум, понять, какие проблемы с распределением тонов есть
у изображения - оно может быть слишком светлое или же слишком темное, у
него может отсутствовать контраст и т.д. Поняв, какие проблемы присущи
нашему изображению, мы можем отрегулировать его гистограмму, изменив в
нем распределение тонов - например, сделать его ярче или контрастнее. И
для этого мы не будем прибегать к обычным возможностям регулировки
Яркости и Контрастности, которая присутствует в любых графических
редакторах. Можете сразу забыть про эти инструменты! Честно сказать,
когда вы станете большими гуру в области цифровой обработки
изображений, вы забудете и про инструмент Levels, но это придет чуть
позже, с опытом. А пока - начнем..
Запускайте фотошоп, открывайте в нем свое изображение (можно, для
начала, использовать те изображения, которые я подготовил для этого
урока - просто сохраните их на свой диск и затем загрузите в Adobe
Photoshop).
Изображения загрузили? Теперь нажмите Ctrl-L или же вызовите этот инструмент с помощью меню Image-Adjustments-Levels.
Вы увидите знакомую вам гистограмму, сразу под которой находятся три
ползунка (черный, серый и белый). Эти ползунки можно двигать вдоль оси,
либо зажав их мышкой, либо используя клавиши со стрелками на вашей
клавиатуре. Есть и третий вариант - вводить новые позиции ползунков в
виде чисел, сверху над гистограммой. Что касается остальных настроек,
то пока мы их не будем затрагивать. Кратко скажу, что верхнее поле
(Channel), позволяет применять инструмент Levels либо ко всем каналам
изображения одновременно, либо по отдельности (в нашем примере, это Red, Blue и Green - Красный, Синий и Зеленый). Нижняя пара ползунков (Output Levels - Выходные Уровни) отвечает за операции, обратные тому, что мы будем применять с верхними тремя ползунками, соответствующими Input Levels
- Входным Уровням. По сути, настройка Ouput Levels может потребоваться
в некоторых случаях перед печатью - например, чтобы уменьшить
количество черной краски, наносимой на бумагу. Но сейчас это не важно.
Потом вы можете вернуться к этому абзацу и попробовать сами, что делают
ползунки Output Levels. Нам же, они пока не понадобятся.
Давайте посмотрим на первую из фотографий, которую я для вас
приготовил. Замерзшее растение на снегу - очень красиво. Но снег
почему-то темный, хотя, судя по теням, снимок делался в солнечный день.
Про синий оттенок я пока говорить не буду, нас интересует только
распределение тонов в снимке. Итак, мы поняли, что проблемы с
изображением есть и они главным образом состоят в том, что белый снег у
нас не ярко-белый, как мы могли бы его представить в солнечный день, а
довольно тусклый. Не видя снимка, тоже самое мы могли бы сказать, глядя
только на его гистограмму - теней нет, светов нет. Очень плохо. Ну
давайте попробуем исправить этот недостаток. Возьмемся за правый
ползунок, который отвечает за диапазон светов, и перетащим его левее, к
месту, где гистограмма начинает расти вверх. Заметили, что яркость
светлых пикселей изображения стала больше? Сейчас я поясню, что вы
только что делали. Вы буквально растянули правую часть гистограммы.
Попробуйте представить себе, что гистограмма гибкая, как резина. Вы ее
зафиксировали по краям, а затем взяли правый конец гистограммы и
потащили его вправо. Да, на самом деле мы двигали правый ползунок
влево, к правой точке гистограммы, но все что мы проделали равносильно
тому, что правый конец гистограммы мы растянули до уровня белого
ползунка (если представить, что он оставался неподвижным). Я вас еще не
запутал? Если запутал, то давайте попробуем рассмотреть это в числах.
Самые яркие точки, судя по гистограмме оригинального снимка, имели
значения в районе 195 (а шкала у нас от 0 до 255). Т.е. ни одна точка
на нашей фотографии не имела максимально возможной яркости! Но человек
воспринимает снег ярким, максимально ярким. Фотоаппарат же не обладая
зрительной системой, присущей человеку сделал снег темным, таким, каким
мы бы никогда его не увидели в таких условиях. Что мы можем сделать? Мы
можем сказать программе, чтобы она считала все самые яркие пиксели
изображения (значения которых равны 195) равными не 195, а 255. Поняли
в чем дело? Мы "обманываем" программу и требуем чтобы она пересчитала
все пиксели правой части гистограммы по новому. Т.е. пиксели со
значением 195 получат значение 255. Пиксели со значениями 194 получат..
А кстати, что они получат? Значение 254? Не факт. Если бы гистограмма
была не "гибкой", то да, но тогда бы ее правая часть просто оторвалась
от средней точки. На самом деле, все яркости пикселей в правой части
гистограммы увеличат свои значения, но не арифметически, а
логарифмически. Таким образом, например, если бы у нас был ряд пикселов
со значениями:
..191 192 193 194 195, то они бы получили значения, например: ..240 246
250 253 255. Цифры я привел "с потолка", просто для примера того, как
увеличиваются значения яркостей. И заметьте - у нас появились "дырки"
в гистограмме. Некоторые значения яркости просто перестали
существовать! Вы можете убедитьяс в этом, нажав кнопку OK и снова
вызвав инструмент Levels для того, чтобы оценить гистограмму. Так что
запомните, излишнее рвение может привести к проблемам - вы получите
изображение с отсутствующими уровнями яркости, и многократное
повторение таких опытов над одним и тем же изображением вызовет его "постеризацию". Попробуйте убедиться в этом сами.
Таким образом, можно считать, что со снегом мы разобрались. То, что
в гистограмме нет теней для этого снимка не так критично, так что, пока
оставим его и перейдем к изображению с аппетитной земляникой. Здесь
гистограмма практически идеальна. Но хотелось бы немного повысить
контраст изображения. Для этого немного подвиньте оба крайних ползунка
к центру гистограммы. Ну как, лучше? Может быть для кого-то это было
секретом, но теперь вы знаете - фотографии должны быть контрастны!
Зрительная система человека всегда пытается поднять контраст
воспринимаемых им образов до максимума. Но фотоаппарат этого не умеет,
и помочь ему должны вы. Любой, практически любой снимок требует
повышения контраста. Для увеличения которого, вы можете использовать
крайние ползунки окна Levels - тени сдвигаете правее, света - чуть
левее значимых краев гистограммы. Но не переусердствуйте, иначе
некоторые тени (не черный цвет, а там, где еще что-то можно различить)
- станут абсолютно черными, а света - абсолютно белыми. Кстати, тут вы
можете использовать маленькую хитрость - двигать крайние ползунки с
зажатой клавишей Alt. Попробуйте и увидите, что
Photoshop подскажет вам, какие области вы можете потерять при таких
настройках инструмента Levels. Да, и еще одна хитрость - зажатая
клавиша Alt превращает кнопку Cancel (которая закрывает окно Levels, в кнопку Reset, которая позволит вернуть изображению изначальный вид, не выходя из окна инструмента).
Ну и перейдем к третьей фотографии - совсем темной, на которой
остались видны только языки пламени в камине. Не думаю, что вы будете
спорить, если я скажу - давайте пожертвуем языками пламени, они и так
максимально яркие, если мы еще немного сдвинем правый ползунок влево,
слишком худо огню от этого не будет, зато мы сможем переместить серый
ползунок (отвечающий за полутона) еще левее. Посмотрите - получилась
вполне пристойная фотография.
До обработки

|

|
После обработки

|

|
До обработки

|

|
После обработки

|

|
До обработки

|

|
После обработки

|
|
Итак, теперь вы готовы к тому, чтобы начать исправлять тональный
баланс своих фотографий. Обязательно потренируйтесь - открывайте
фотографии, оценивайте гистограмму, передвигайте крайние ползунки к
концам значимой области гистограммы (с целью большего контраста, можете
даже чуть-чуть залезать на саму гистограмму) и смотрите, что у вас
получилось. Попробуйте таким образом обработать пару десятков своих
фотографий, действуйте вдумчиво, оценивая то, что получается при
использовании тех или иных настроек инструмента Levels. Ну и конечно,
можете попробовать нажать кнопку Auto. Но это уже для
ленивых - помните, ни какая программа не сможет сделать автоматически
лучше вас то, что вы сможете сделать вручную, используя свою зрительную
систему, память и необходимые знания.
Ну и напоследок я хочу сообщить, что если использовать инструмент
Levels отдельно в каждом цветовом канале - вы сможете не только вернуть
правильный контраст снимкам, но еще и исправить баланс белого
(устранить неправильный цветовой оттенок на изображении). Кстати,
именно так действует нажатие кнопки Auto - воздействует на контраст и
на цвет изображения одновременно. Для автоматической коррекции именно
контраста (только его и ничего более) пользуйтесь командой Image-Adjustments-Auto Contrast.
Источник: http://www.imagemaster.ru |