В этом уроке мы поговорим о гистограммах. Что такое гистограмма,
я надеюсь, все вы знаете со школы или института. Если забыли, то
напомню, что это двухмерный график, в котором на горизонтальной оси
откладываются какие-либо переменные, а высота столбиков над
горизонтальной осью характеризует значения этих переменных. Чем больше
значение переменной, тем выше будет столбик, и наоборот. Инструмент Histogram в Adobe Photoshop, который вызывается через меню Window » Histogram,
позволяет оценить распределение количества пикселей изображения в
зависимости от их яркости. По горизонтальной оси откладываются величины
яркости пикселей от самых темных (слева) до самых светлых (справа).
Если говорить более точно, то в общем случае, значение яркости на левом
конце горизонтальной оси будет равно нулю, а на правом - 255. По
вертикали же откладывается количество пикселей изображения, которые
имеют соответствующую яркость.
На самом деле, информация, которую нам предоставляет гистограмма
изображения, чрезвычайно важна. И не удивительно, что многие
фирмы-производители серьезной фототехники оборудуют свои цифровые
камеры возможностью динамического просмотра гистограммы еще до того,
как сработает затвор фотоаппарата. Это позволяет моментально оценить -
получится ли снимок слишком темным, а может часть изображения будет
"выбелена". Вспомните, как сложно снять в яркий солнечный день, гладь
большого озера, окаймленного соснами, затаившимися в тени. Либо небо и
часть озера будут слишком бледными, с потерявшимися куда-то облаками,
либо тени в сосновом лесу поглотят все значимые детали. Вот для этого и
нужна гистограмма при съемке, чтобы оценить, не слишком ли много самых
темных пикселов (обычно эту крайнюю часть гистограммы называют тенями,
а самую темную значимую точку изображения - точкой черного) и самых
светлых (а эту часть - светами и, соответственно, самую светлую
значимую часть изображения - точкой белого) будет на снимке. Если
возникает такая ситуация, то уж точно будет необходимо использовать
экспокоррекцию (уменьшение или увеличение экспозиции, путем изменения
времени выдержки или значения диафрагмы).
Но уж если снимок был сделан цифровой камерой, которая не
предусматривает предварительного просмотра гистограммы перед съемкой
или же на "плохую" гистограмму просто не обратили внимания, то кое-что
можно будет подправить и чуть позже в самом Photoshop. Да и следует
заметить, что практически 90% снимков требуют контроля и хотя бы
незначительной коррекции распределения яркостей пикселей изображения
(часто говорят, тонов изображения). Как это сделать мы расскажем в
следующих уроках, а пока посмотрим на то, какие гистограммы мы можем
встретить и какую полезную информацию из них получить. На самом деле,
инструмент Histogram в Adobe Photoshop предоставляет множество
дополнительных возможностей, но мы не будем пока на них
останавливаться, т.к. сейчас это не самое важное. Главное, что вам
необходимо понять - это как оценить изображение по его гистограмме.
Возьмем, например, фотографию горсточки изюма. Как видно из
гистограммы, которая имеет небольшой "горб" в области теней и большой
горб в области между тенями и средними тонами изображения - фотография
выдержана в темных тонах. Так же заметен небольшой "всплеск" в правом
краю гистограммы, в области светов. И даже можно сказать откуда он
взялся, это блики - отражение света вспышки от белого листа бумаги, на
котором лежал изюм.

Теперь посмотрим на фотографию с грецкими орехами, которая явно
выглядит светлее, чем фотография с изюмом. И правильно, что мы видим на
гистограмме? Большая часть пикселей разместилась в области средних
тонов (области с яркостями от ~100 до ~200). Есть один хороший прием,
для того, чтобы оценить гистограмму изображения - прикиньте мысленно,
где находится центр равновесия гистограммы. Если он смещен в сторону
светов, как на этом снимке, то изображение должно быть светлое, если
центр равновесия смещен в область теней, то изображение будет слишком
темным (как на предыдущем снимке). Оптимальное изображение должно
использовать весь тоновый диапазон (всю шкалу яркостей), плавно спадать
к краям гистограммы и не иметь на них обрезанных участков. Вполне
допускается и даже приветствуется для получения хорошего контраста,
наличие нескольких "горбов" (например двух, по левую и правую части от
середины гистограммы), которые соответствуют наиболее значимым областям
изображения.

Поглядим на следующую фотографию. Уже из гистограммы видно, что
распределение тонов изображения далеко от оптимального. Область теней
совсем не используется (значит контраста на изображении точно уже не
будет), в области светов виден сильный "обрезанный всплеск" (это небо
подвело - облака пропали и небо "выбелено" до предела). Используется
только узкий тоновый диапазон в области средних тонов. Ну и что мы
видим на фотографии? А ничего хорошего, такой кадр можно оставить в
семейном альбоме только если он очень дорог, художественной ценности
этот снимок не имеет. И в частности потому, что его тональный баланс
далек от идеального.
Можно взглянуть еще на один снимок, который выглядит уже несколько
получше. Задействованы тени, имеем достаточно неплохой контраст. Да,
конечно, есть "всплеск" в области светов, но не такой опасный, как на
предыдущем снимке - здесь еще сохранились детали (облака в правом
верхнем углу снимка).
Ну а сейчас, я предлагаю попытаться закрепить полученный материал и проверить, как вы его усвоили - поняли, что такое гистограмма
или нет. Понятно, что фотографам с опытом такие упражнения будут может
быть не очень интересны, но всем, кто еще не очень хорошо разобрался в
предмете, обязательно стоит до конца понять, о чем же мы все-таки
говорим. Иначе, средства Adobe Photoshop, к которым мы перейдем в
следующих уроках, останутся для вас не ясны.
Итак, я привел в таблице, расположенной чуть ниже, пять фотографий,
которые сняты в разных условиях освещенности, с разными значениями
выдержки и диафрагмы, с теми или иными погрешностями в оценке
экспозиции, которые привнесла автоматика цифрового фотоаппарата. В
правой части таблицы, в случайном порядке, приведены гистограммы,
соответствующие тем или иным фотографиям из ее левой части. Ваша задача
- внимательно оценить фотографии и гистограммы, а затем сделать выводы,
какие гистограммы, каким фотографиям соответствуют. Обязательно
потренируйтесь, подумайте, потратьте несколько минут своего времени и
только потом проверьте себя (ответы я помещу после таблицы).
Фото 1

|
Гистограммма 1

|
Фото 2

|
Гистограммма 2

|
Фото 3

|
Гистограммма 3

|
Фото 4

|
Гистограммма 4

|
Фото 5

|
Гистограммма 5

|
Ну а теперь, если вы подобрали правильные пары, можете перейти к ответам.
Ответы на задачу о гистограммах
Итак, начнем. Самая простая пара - фотография с луной (номер 2) и ее
гистограмма. Судя по фотографии, у нас присутствуют пара-тройка тоновых
интервалов (один интервал на небо, остальные - на луну). Теней и светов
на гистограмме быть не должно. Конечно же, этой фотографии
соответствует гистограмма номер 4. Теперь возьмем пару похожих
фотографий - номер 1 и номер 3. Обе фотографии очень темные,
соответственно, область теней на гистограмме должна быть четко выражена
и простираться до яркостей, близких к нулю. Таких гистограмм, с ярко
выраженными тенями у нас две - номер один и номер два. Теперь предстоит
определить, какие пары из них можно составить. Эти две фотографии хоть
и похожи, но на одной из них (номер 3) небо гораздо светлее и
присутствует заходящее солнце, освещающее облака. Соответственно, ищем
отображение солнечного освещения на наши гистограммы. И находим - на
гистограмме номер 1 явно видна "горка" в области полутонов
(соответствующая светлому небу) и всплеск в области светов - это светит
солнышко на фотографии номер 3. И так, у нас уже есть три пары.
Остались две последние фотографии (4 и 5) и две гистограммы (3 и 5).
Как вы думаете, какие пары из них следует составить? На самом деле, тут
следует чуть-чуть поразмыслить и повнимательнее изучить фотографии.
Попробуйте дать правильный ответ сами. Ну а уж если вы захотите себя
проверить, то можете сделать это, загрузив эти фотографии в Adobe
Photoshop, и посмотрев на их гистограммы. Удачи!
Источник: http://www.imagemaster.ru |