ХайТекСити
Категории каталога
Игры [48]
Устройства [9]
Софт [23]
Гаджеты [10]
Технологии [19]
Моддинг [4]
Защита [6]
Наука и техника [10]
Мобильные устройства [26]
Система [17]
Связь [13]
HTML [16]
Интернет [30]
SSI [4]
XHTML [3]
Компьютерная периферия [6]
Хранение данных [3]
Корпуса [1]
Система охлаждения [1]
Разное [24]
Компьютерная жизнь [2]
Железо [65]
WEB-программирование [20]
Программирование [2]
2D графика [37]
3D графика [10]
Операционные системы [6]
Форма входа
Поиск
Статистика
Rambler's Top100

page counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пятница, 2024-05-17, 18:32:00
Приветствую Гость Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ХайТекСити
Главная » ХайТекСити » Интернет

Web 2.0: идеи и принципы
Четкого определения Web 2.0 сегодня нет. Этот модный термин появлением обязан Тиму О’Райли, основателю компании O’Reilly Media. Впервые он был употреблен в 2004 г. на конференции, посвященной новым подходам к разработке Интернет-систем. Спустя год в статье «Что такое Web 2.0» были сформулированы основные идеи и принципы «Интернета второго поколения». Они сводились к формированию нового сетевого пространства, более технологичного, гибкого и дружелюбного к пользователю. Сегодня уже вполне достаточно сайтов и попыток реализации данной концепции, чтобы попытаться проанализировать ситуацию и понять, что же на самом деле такое Web 2.0.

Кратко идею Web 2.0 можно сформулировать как «активность, интеграция и свобода самовыражения». Под активностью подразумевается новый уровень взаимодействия пользователя с Web-ресурсом. Не просто потребление контента, предоставленного авторами сайта, а посильное участие в его создании, влияние на дальнейшее развитие сервисов и даже в некотором роде определение стратегии развития ресурса в целом. Это полностью стыкуется и с задачами разработчиков, поскольку основное отличие сайтов Web 2.0 — смещение приоритета с него самого на потребности посетителя. Интеграция предполагает повышенные уровни коммуникации, координации и вовлеченности пользователей. Это несколько напоминает положение дел на рынке свободного ПО, когда каждый может внести свой вклад в развитие и разработку программы. Свобода же не что иное, как доступность большого количества инструментов разработки и творчества, а также простота их использования.

На фоне несколько расплывчатой идеи более четко выглядят основополагающие принципы Web 2.0: это «Web как платформа». Все службы Web 2.0 должны быть доступны из браузера. Иными словами, службы Web 2.0 можно отнести к категории, которая характеризуется реализацией концепции Rich Internet Applications, «насыщенные Интернет-программы». У них есть функции традиционного ПО, но еще и предусмотрены запуск и работа в браузере. Еще один принцип — использование при создании Web-приложений новых технологий, таких, как AJAX, синдикация контента (RSS), «фолксономия» (использование тегов вместо жесткой структуры рубрикации) и т. д. Третий принцип, который можно назвать «принципом соучастия» или «использования коллективного разума», созвучен с описанными выше идеями. И наконец, главный критерий, отличающий Web 2.0 от «устаревшей» первой версии, — так называемые социальные сети (блоги, а скорее блогосфера — яркий тому пример), которые вывели общение и информационное взаимодействие между пользователями Интернета на совершенно новый уровень.

Web как платформа

Под программным обеспечением мы привыкли понимать купленную коробку с компакт-диском или загруженный из Интернета файл дистрибутива. Мы получаем программу, инсталлируем ее и пользуемся ею на персональном компьютере (предварительно оплатив разработчику его труды). В отличие от традиционного ПО, Web-служба — это система, развернутая на сервере и доступная пользователю посредством браузера. Такой подход имеет ряд преимуществ перед традиционным ПО: отсутствие необходимости в дистрибуции и возможности постоянной доработки приложения на ходу, использование идеи интеграции и «архитектуры соучастия». В качестве примера Web-сервиса можно привести продукты главной компании эпохи «вебдваноль» — непоисковые службы Google.

Технические средства

Еще одним принципом Web 2.0 мы обозначили определенный набор технических средств. Благодаря этим технологиям стало возможным появление Web-сервисов, новых интерактивных сайтов и иных составляющих современного Интернета, причисляемых к концепции Web 2.0. По общепринятому мнению, наиболее активно делу развития второй версии Web послужил AJAX, Asynchronous JavaScript and XML (асинхронный JavaScript и XML), который в принципе не является технологией. Это подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов Web-приложений, использующий две технологии (динамического изменения содержания страницы DHTML и динамического обращения к серверу на ходу). При использовании AJAX Web-страница полностью не перезагружается в ответ на каждое действие пользователя, что позволяет динамически изменять любую часть Web-страницы без перезагрузки. Вполне ясно, что, имея столь прогрессивную технологию, разработать базирующийся на Web-платформе сервис проще, чем на основе стандартных средств. Другой технологией, получившей одно из центральных мест в Web 2.0, стала Web-синдикация — одновременная публикация одного и того же материала на различных страницах или Web-сайтах. Для синдикации используются Web-потоки, называемые также RSS-потоками, содержащие заголовки материалов и ссылки на них (например, последние сообщения форумов и т. п.). Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась. Использование Web-синдикации позволяет получать информацию с сайта без его посещения, что существенно ускорило процесс обмена информацией между сайтами и ее распространение в Интернете. Еще одна особенность Web 2.0 — так называемая «фолксономия». Этот неологизм происходит от объединения слов folk (народный) и taxonomy (таксономия) и обозначает практику совместной категоризации посредством произвольно выбираемых ключевых слов. Фолксономия — принцип, согласно которому размещаемая информация описывается тематическими метками — тегами для возможности сортировки, группировки и поиска. Описание выполняют в полном согласии с идеей сами пользователи. Так как организаторы информации обычно ее же основные пользователи, фолксономия производит результаты, более точно отражающие совокупную концептуальную модель информации всей группы. Примером фолксономической организации контента можно считать «облако тегов»: представленные в произвольном порядке ключевые слова записей или страниц, где размер шрифта ключевого слова тем выше, чем больше раз оно встречается.

Характерным признаком и технической особенностью Web 2.0 считается также mash-up («мэшап», «смешение»). Это понятие характеризует интеграцию Web-служб в различные сайты. Больше всего мэшап напоминает конструктор типа «Лего», когда из различных распространенных сервисов создается уникальный по решаемым задачам и предоставляемым услугам проект. А это в свою очередь позволяет практически неограниченно проектировать разного рода Web-приложения для удовлетворения постоянно растущих информационных потребностей пользователей. Например, сайт по поиску недвижимости с интегрированными картами Google Maps в итоге представляет собой новый, более удобный сервис, с помощью которого каждый пользователь может сразу увидеть все предлагаемые для продажи дома на карте.

Коллективный разум или принцип соучастия

Следующий на очереди принцип Web 2.0 называют «архитектурой соучастия» или использованием коллективного разума. Для пользователей он означает участие в развитии какого-либо Web-сервиса с возможностью влияния на контент и услуги. Для разработчиков же коллективный разум — это источник, используемый для усовершенствования своего продукта и предоставления пользователю (в полном соответствии с концепцией Web 2.0) сервисов, наиболее полно удовлетворяющих их запросы. Лучше всего рассмотреть эти понятие на конкретных примерах. Так, поисковый сервис Google стал безоговорочным лидером рынка благодаря использованию технологии PageRank, функционирование которой практически невозможно без пользователей Интернета. Она использует для достижения наилучших результатов прежде всего ссылочную структуру Web, а не характеристики проиндексированных документов. А пользователи генерируют ссылки. И чем больше ссылок на странице, тем она популярнее. Таким образом, коллективный разум при помощи системы PageRank позволяет улучшить качество поиска. Портал Amazon торгует теми же товарами, что и его конкуренты. У них те же описания продуктов, те же изображения обложек и тот же редакторский контент от изготовителей. Но у Amazon на порядок больше пользовательских обзоров; приглашения поучаствовать в работе сервиса размещены буквально на каждой странице, и, что еще важнее, компания использует пользовательскую активность для обеспечения более качественных результатов поиска. Результаты поиска показывают на самые востребованные продукты, популярность которых вычисляется в реальном времени не только на основании продаж, но и с учетом других факторов, которые работники Amazon называют flow (поток). От взаимодействия с пользователями зависят и такие сайты, как del.icio.us (каталог стартовых страниц) и Flickr (фотохостинг). Обе компании, оказавшиеся в последнее время в центре внимания, первыми представили концепцию фолксономии, т. е. совместную категоризацию с использованием свободно выбираемых ключевых слов (тегов). Расстановка тегов позволяет выйти за жесткие рамки категорий и использовать множественные, перекрывающиеся ассоциации, подобные тем, что создает наш собственный мозг. В каноническом примере размещенный на Flickr снимок щенка может быть помечен и как «щенок», и как «милый» — что облегчает последующий поиск информации. Еще одним и, может быть, самым удачным примером коллективного создания сервиса, стала онлайновая энциклопедия Wikipedia, построенная на идее добавления и редактирования энциклопедической статьи любым пользователем. Возможно, именно радикальность эксперимента Wikipedia в области доверия и позволила этому «символу» Web 2.0 быстро оказаться в сотне самых популярных сайтов в мире (если уже не в десятке).

Блогосфера и мудрость масс

Одна из самых растиражированных особенностей эпохи Web 2.0 — блог. Само по себе слово блог (blog) не что иное, как сокращенная форма словосочетания web log, которое переводится как «журнал событий». По сути, блог — это публичный Web-сайт, содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения и мультимедиа. Но обновляемый контент страницы еще не делает ее блогом. Дело в том, что, во-первых, записи в блоге располагаются в хронологическом порядке и, во-вторых, могут быть прокомментированы читателями. Важным фактором в превращении разрозненных динамически обновляемых страниц в блогосферу и обеспечении их информационного взаимодействия стало использование RSS. Кроме того, не менее важны и так называемые пермалинки (постоянные сслыки), которые, по мнению специалистов, и превратили блоги из механизма простой публикации в множество частично пересекающихся сообществ. Благодаря пермалинкам стало легко ссылаться на конкретные записи в других журналах и обсуждать их. Если ключевая часть Web 2.0, использование коллективного разума, превращает Web в некое подобие глобального мозга, то блогосфера — это его внутренний голос. Мощный всплеск блогосферы как отражения того, о чем люди думают и чему уделяют внимание, вызван следующим. Во-первых, из-за того, что поисковики используют структуру ссылок для отыскания нужных страниц, блогеры, как самые плодородные создатели актуальных ссылок, начали играть диспропорциональную роль в формировании результатов поиска. Во-вторых, поскольку сообщество блогеров обладает высокой внутренней ссылочностью, заметность страниц еще более увеличивалась. Кроме того, феномен блогов интересен еще и тем, что коллективный разум блогосферы играет роль своеобразного фильтра информации. Этот фильтр даже получил свое неофициальное и несколько пафосное название — «мудрость масс». Почти по принципу PageRank, который дает лучшие результаты, чем анализ содержимого документа, коллективное внимание блогосферы само по себе стало оценкой качества контента. Чем больше людей читает ту или иную запись в каком-либо блоге, цитирует ее, и чем больше имеется в блогосфере на нее ссылок, тем информация интереснее и актуальнее.

Web 2.0?

Современный Интернет в том качестве, в котором он с легкой руки О’Райли получил название Web 2.0, — это вполне закономерный этап развития Сети. Он основан на эволюционирующей модели, использует технологии, позволяющие расширить возможности сайтов, и максимально близок не только к потребителю, но и к создателю информации в самых разных ее проявлениях. Другими словами, Web 2.0 — это «Web как платформа, демократия и любовь к пользователю». Можно с уверенностью утверждать, что этап эволюции Сети, который мы наблюдаем сегодня, — это отражение сборного эффекта всего лучшего, что было придумано в Интернете за последние полтора десятка лет. Сеть становится лучше, удобнее, интереснее и ближе.



Источник: http://www.pcmag.ru
Категория: Интернет | Добавил: KroX (2007-06-04) | Автор: Максим Магляс
Просмотров: 1938 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright OURWORLD © 2024
Сайт управляется системой uCoz