Часто в дороге бывает нужно проверить электронную
почту, но лишь немногие готовы возить с собой компьютеры. И здесь на
помощь приходит Web-почта: ее интерфейс функционирует в браузере, а
сообщения хранятся на серверах, доступных через Интернет, и при этом
нет необходимости в специальной клиентской программе. Подойдет любой
подключенный к Интернету компьютер с таким браузером, как Internet
Explorer или Firefox. К сожалению, функциональность Web-почты всегда
слабее, а время отклика медленнее, чем у машин с локальными клиентами.
Однако за прошедший год произошли крупные изменения.
Большая чистка. Разработка для Web получила мощный импульс благодаря
появлению набора инструментов, известных под общим названием AJAX. Речь
идет не о стиральных порошках или чистящих средствах, хотя, подобно им,
AJAX может превратить неряшливые Web-узлы в сверкающие произведения
искусства. В действительности, AJAX — сокращение от Asynchronous
JavaScript and XML (асинхронный JavaScript и XML). Из названия можно
получить некоторое, хотя и не очень полное представление о продукте. По
сути, AJAX относится не к конкретной технологии, протоколу или
спецификации, а к способу объединения и использования определенных
Web-технологий, таких, как XHTML и клиентские сценарии, чтобы
значительно улучшить интерактивность и время отклика страниц. У
почтовых Web-служб на основе AJAX почти такая же функциональность,
скорость и поведение, как у современных версий обычных клиентов
электронной почты, например Microsoft Outlook.
Прогресс стал возможен благодаря глубоким скрытым изменениям. В
традиционной Web-почте для обновления даже мельчайшего фрагмента
информации на странице браузер должен направить запрос и заново
отобразить всю страницу. Лишь немногие задачи (не связанные с
обращением к серверу) удается выполнить без запуска длительного
процесса обновления. Так, вы сможете прокручивать страницы и изменять
порядок отображения элементов. А рассмотренные в этой статье интерфейсы
и службы на основе AJAX устанавливают соединение с сервером Web-почты и
просто запрашивают фрагменты информации по мере необходимости, когда
пользователь щелкает мышью, перемещает папку или взаимодействует со
страницей иным способом. Такая программа обновляет лишь те части
страницы, с которыми в данный момент работает пользователь. И если она
правильно составлена и отлажена, то внешний вид и реакция на действия
пользователя будут примерно такими же, как у локального клиента
электронной почты.
Наличных не надо. Какие услуги получает клиент за свои деньги? Вопрос
поставлен не совсем правильно. Поставщики услуг стремятся завладеть не
долларами, а вниманием потребителя. Вместо взимания платы за услуги они
предлагают вам рекламу — с различной степенью настойчивости. Рекламная
служба AIM Mail компании AOL — одна из самых крупных и заметных. Я не
большой любитель рекламы, но согласен примириться с ней в обмен на
бесплатную электронную почту.
Рассматриваемые здесь службы предлагают и другие услуги. Каждому
пользователю выделяется значительное пространство для хранения данных.
Основные поставщики предоставляют по меньшей мере 2 Гбайт (Yahoo! — 1
Гбайт) плюс дополнительную память за небольшую годовую плату. Все они в
той или иной степени пытаются воспроизвести функциональность и
интерфейс программы Microsoft Outlook. Кроме того, вы можете загружать
информацию о контактах в адресную книгу на сервере и хранить ее там, а
также вести оперативный календарь наряду со списком заданий и/или
заметками. Как и следовало ожидать, в каждой службе есть собственный
или сторонний блокировщик спама, гораздо более эффективный, чем раньше.
В бета-версиях Windows Live Mail и Google Gmail можно использовать
протокол POP3 для пересылки сообщений из нескольких учетных записей во
входной почтовый ящик. Таким образом, становится проще отслеживать
состояние разных внешних почтовых ящиков. Все службы бесплатные (для
базовых услуг), поэтому я советую завести несколько учетных записей,
например по одной для каждой области интересов или группы друзей.
Механизм
drag-and-drop проработан несколько хуже, а реализация AJAX не так
глубока, как в Windows Live Mail или Yahoo! Mail, зато интеграция со
всеми другими инструментами Google производит благоприятное
впечатление. Работа с электронной почтой облегчается благодаря
возможности пересылать сообщения из пяти учетных записей POP3 во
входной почтовый ящик Gmail. Мне также понравилось, что в службе Google
ограничивается доступ: необходимо иметь сотовый телефон или приглашение
от зарегистрированного пользователя, чтобы получить собственную учетную
запись. В результате авторам спама труднее проникнуть в число клиентов
Google. Один маленький недостаток: служба начала действовать 1 апреля
2004 г. Конечно, бета-версия уже стала привычной, но пора сделать шаг
вперед и присоединиться к остальным ведущим поставщикам.
Мне
очень нравится браузер Opera, но служба Web-почты разочаровала. По
сравнению со службами, удостоенными отличия "Редакция советует", у
этого продукта ограниченная функциональность и не интуитивный
интерфейс. Поэтому я бы советовал, по крайней мере сейчас, выбрать
другое решение, представленное в нашем обзоре.
Весьма
привлекательная служба. Разработчики Yahoo! Mail продолжают двигаться
по пути, который начали прокладывать в 2006 г. Сильное впечатление
производит скорость реагирования интерфейса Web-почты. Самое
привлекательное в списке достоинств — интеграция RSS непосредственно с
деревом папок почтового интерфейса. Достаточно щелкнуть мышью, чтобы
открыть закладку папки прямо на экране и увидеть самые свежие рассылки,
не переходя с текущей страницы на отдельную RSS-страницу (как
приходится делать в Google Gmail). Служба Yahoo! Mail (бета-версия)
удостоена отличия "Редакция советует" наряду с бета-версией Windows
Live Mail.
В
настоящее время пользователям предоставляется пять планов (три
бесплатных, два премиальных); еще один премиальный план должен
появиться в течение 2007 г. В результате набор продуктов компании
Microsoft — наиболее разнообразный (но с самой путаной системой
именования). Привлекательнее всего бесплатная служба Windows Live
HotMail (бета-версия). Среди всех бесплатных Web-продуктов обзора она
имеет самое большое сходство с Outlook. Кроме того, из интерфейса
электронной почты браузера можно (или такая возможность появится в
ближайшее время) обращаться к любым компонентам экосистемы Live, таким,
как Live.com, Live Search и Live Spaces, наряду со многими другими.
Благодаря этим достоинствам служба Windows Live Mail удостоена отличия
«Редакция советует».
Компания
AOL выпустила привлекательную службу, более тесно связанную с AJAX, чем
прошлогодний продукт. Компания дополнила ее календарем и улучшила
интеграцию с другими компонентами, например с AOL Pictures, бесплатным
неограниченным хранилищем фотографий. С помощью функции Blog this можно
просто скопировать текст непосредственно из сообщений электронной почты
и вставить его в Web-дневник AOL Journals. В целом это вполне
работоспособная система Web-почты, которая наверняка очень понравится
подписчикам AOL и AIM, но, похоже, ее авторы лишь пытаются догнать
Yahoo! и Live Mail.